Прививаем черты характера и умения в разные периоды развития (с 0 до 19 лет)

19.07.2017 Автор:
 
 

В психологии существует направление, которое изучает возрастные изменения личности. Возрастная или психология развития отслеживает изменение качеств личности, мыслительных способностей и эмоциональной сферы. Эта наука уже вобрала в себя множество полезных для родителей знаний. Одно из них – это ответ на вопрос, в каком возрасте, какие черты характера воспитывать.

Воспитываем ребенка по возрасту

Считается, что ребенку на каждом из этапов развития проще привить то или иное качество личности. Родители могут воспитать в ребенке социально важные черты характера: доброту, желание помогать ближнему, ответственность перед семьей, самостоятельность, чистоплотность. Главное знать, в какой именно момент развития какое качество прививать.

Возраст и качественные изменения

Приведем основные периоды развития и черты характера, умения, которые в это время легче (быстрее и эффективнее) привить ребенку.

0-1 – ориентация в окружающем мире

Задача родителей – совместными усилиями научить пользоваться предметами, выполнять простейшие действия, чтобы позже ребенок смог усвоить разные виды деятельности. А также обеспечить комфортные условия для развития.

1,5-3 года – «Я сам!»

Формируется самостоятельность (учим справляться без помощи взрослых); умение общаться, налаживать контакт, соблюдать правила поведения в обществе. Прививаем позитивные формы общения и социально важные качества (сочувствие, взаимопомощь), воспитываем через игры и с помощью опыта (общение в кругу сверстников);

3-7 лет – период бурного развития

В это время формируется:

1)      формируется образ своего тела – самое время воспитывать целомудрие, стыдливость, чистоплотность, научить заботиться о теле (правила гигиены);

2)      происходит половая идентификация – ребенок начинает осознавать свою принадлежность к полу – важную роль в воспитании в этом возрасте сыграет отец для мальчика, а мать для дочери (всячески демонстрируйте и разъясняйте малышу половые различия, прививайте на своем примере качества личности, соответствующие половой роли в современном обществе);

Половая идентификация ребенка

3)      формируется привычка трудиться – упор делаем на способность планировать, воспитываем самоконтроль (даем поручения, поощряем или порицаем);

4)      в момент скачка в развитии ребенок начинает задавать множество вопросов «Почему?» (5-6 лет), на которые взрослым нужно отвечать, чтобы не отбить интереса к новому, неизведанному, непонятному, а, наоборот, развить такое полезное качество как любознательность.

8-13 – познавательность

Все время уделяется учебе и развивающим играм (секциям, кружкам). Задача родителей мотивировать детей на получение новых знаний и умений, поддерживать их интерес к разным занятиям, не навязывая свое мнение. Так ребенок сможет проявить свои истинные способности, заложенные в генах.

13-17 лет – подростковый возраст

Идет процесс осознания себя, сравнения со взрослыми, формируются ценности. Мысли наполнены противоречиями. Чем больше вы расскажите ребенку о мире, о взаимоотношениях, нормах поведения, тем проще ему будет найти свое место и определиться с собственными взглядами. Рассказывайте интересно, завлекайте, шокируйте.

17-19 лет – старший школьник

Идет процесс профессиональной ориентации. Помогите ребенку выбрать профессию по способностям и интересам.

Помните, черты характера вашего ребенка зависят от заложенных генетически задатков, но в большей степени от ваших усилий в процессе воспитании.

Как воспитывать. Пример воспитания самостоятельности

Наверняка, каждый родитель замечал, что в возрасте 1,5-3 лет начинается период «Я сам!». Дети отгоняют родителей и пытаются сделать все сами: помыть стеклянную (!) посуду, одеть ботинки, помыть вместо мамы пол, постряпать тесто грязными (!) руками и т.д.

Этот период в развитии идеально подходит для воспитания ответственности перед семьей.

  • Первое правило: нельзя пресекать инициативу, дайте малышу сделать то, что он собрался, ведь он хотел помочь. Пусть и не уклюже, пусть не вовремя. Переделаете после, когда он не будет видеть.
  • Второе: подсказывайте, как и что он может сделать, направляйте. Объясняйте мягко и спокойно, с воодушевляющими интонациями в голосе.
  • Третье: хвалите, когда у вашего чада начинает получаться. А если не получается, объясните, что ничего страшного в этом нет, что он обязательно научится. И покажите ещё раз.
  • Четвертое. Не корите себя: «я воспитываю раба». Вы действуете так в интересах ребенка – растите самостоятельную и ответственную личность.
  • Пятое – исключение из правил. Многие родители уже поняли, что запрещать в этом возрасте действовать самостоятельно нельзя, так можно навсегда отбить охоту делать что-то самому. И зачем, если есть родители, которые готовы до конца своей жизни тебя обслуживать? И все же даже современные мамы и папы не идут до конца: из-за нехватки времени и сил мы стараемся сделать что-то быстрее, не подпускаем малыша и при этом ещё можем брякнуть – «отойди, не мешай». В крайнем случае, если вы не хотите, не можете, торопитесь, не отталкивайте ребенка, отправьте его делать что-то другое, что он уже умеет делать (чему вы его уже научили) и объясните, что так он вам больше поможет. А, например, посуду вы помоете вместе в следующий раз, завтра. Только сдержите своё слово.
  • Шестое – сложные задания для мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте можно доверить самые сложные задания, требующие хорошей координации движений. Вы удивитесь, но дети способны даже стряпать идеальные по форме пельмени, схватывая на лету процесс лепки (развивается мелкая моторика, стимулируются мыслительные способности).

Воспитание – сложный процесс. Наберитесь терпения, чем быстрее вы ему все покажете, тем раньше закончатся его вопросы, и он начнет действовать самостоятельно, помогая вам во всем. Ваши усилия не пройдут даром.

Воспитание самостоятельности в 3-4 года

На каждом из возрастных этапов ребенок нуждается в поддержке родителей. Наблюдайте за индивидуальными изменениями в его развитии (они могут отличаться от стандартных и это нормально). Поддерживайте свое чадо в его стремлении к самостоятельности, в его новых начинаниях, с уважением относитесь к его интересам, незабывайте прививать социальные черты характера, чтобы воспитать гармоничную личность.

Теги: дети характер воспитание
 

Комментарии к статье
 

Пока нет комментариев

Написать комментарий
 
Содержание
 
 

На вверх