Как развивать память ребенка 3-5 лет: способы, задания, время занятий

23.07.2017 Автор:
 
 

Когда ваше чадо было поменьше вы покупали ему развивающие игрушки и наблюдали с какой завидной смекалкой он складывает пирамидку, расставляет кубики и т.д. Пришла пора позаниматься вместе: порешать увлекательные задачки, раскрасить картинки и… позаботиться о его умственном развитии, важную роль в котором играет память.

Развитие ребенка 3 лет

Чему учить

В современных школах подход к обучению иной, нежели в те времена, когда мы (родители) ходили в первый класс. Чтобы справиться с предстоящими нагрузками и «вывести» школьную программ, ваш ребенок к первому классу должен уметь:

  • схватывать большой объем информации (кратковременная памяти),
  • держать в уме несколько задач одновременно (оперативная память),
  • вспоминать нужные сведения в нужный момент,
  • откладывать информацию в «ящик» долговременной памяти.

Чтобы развить эти четыре функции памяти, нужно регулярно выполнять специальные задания. О них и пойдет речь ниже.

Как заниматься

В силу возраста ваш ребенок не в состоянии задерживать надолго внимание на заданиях, поэтому они должны быть короткими и максимально понятными для него. Будьте готовы к тому, что обучение будет идти тяжело, ведь ничего подобного вы раньше ещё не делали: ребенку нужно время, чтобы понять, что вы от него хотите. Но… и для вас, и для малыша, это будет полезный и приятный опыт, если вы сможете проявить максимум терпения и следовать рекомендациям по развитию памяти.

  1. Говорите задания мягким, веселым тоном. Для малыша занятия не должны стать чем-то обязательным, пусть они будут для него игрой. Используйте всю гамму положительных эмоций, чтобы заинтересовать малыша. Поощряйте, хвалите и предлагайте подумать ещё, если малыш ответил неправильно.
  2. Повторяйте задание, пока ребенок не поймет его сути. Говорите на доступном ему языке.
  3. Чтобы не отбить охоту заниматься, не заставляйте. Лучше отложите книжку и займите ребенка тем, что он любит делать больше всего. Но позже обязательно найдите способ заинтересовать его заданиями.
  4. Следуйте инструкциям. Если в задании написано «запомни, что лежит в ящиках, закрой картинки и скажи по памяти, что ты видел», значит так и нужно сделать, закрыть и не показывать пока не попытается вспомнить, а если не получилось, попытаться выполнить задание ещё раз.

Не переживайте, если ваш малыш не справляется с большинством занятий. Все дети уникальны, каждый ребенок в возрасте 3-5 лет имеет свои особенности развития, обусловленные генетикой и средой воспитания. Попробуйте понять в чём причина неудач. Если причина неправильных ответов в непонимании задания, в незнании названий предметов, тогда начните с малого: объясните о каких предметах идет речь. Если причина в другом, попробуйте найти другие задания, с боле простым описанием и более яркими картинками и понаблюдайте, как ваш ребенок будет справляться с ними.

Сколько время тратить на занятия

Сколько времени уделить на занятия в неделю? Сколько заниматься в день? Оптимальное время занятий определяется исходя из возрастных особенностей ребенка – 7 минут за раз, 1-3 раза в неделю (не чаще, чтобы не пропал интерес). Существуют и специальные игры на развитие памяти, в них можно играть 2-3 раза в неделю или даже каждый день, не боясь отбить у ребенка интереса к занятиям. Игры предпочтительнее, поскольку в активной деятельности процесс развития идет быстрее, а его результаты сохраняются надолго.

Полезно развивать память «между делом», не превращая занятия в обязательный ритуал. Например, если у вас есть два домашних питомца (два кота или кошка и собака), дайте одному мячик, другому клубок и произносите вслух, что и кому дали. Пусть малыш чуть позже, не глядя на животных скажет, кто с какой игрушкой играет (кошка с клубком, собака с мячиком).

Занятия с ребенком 3-5 лет дома

Обсуждайте с малышом всё, что происходит вокруг. Например, можете попросить малыша запомнить в чем одет его друг (подруга), если они играют вместе. Вместе назовите детали его гардероба: шапка, жилет, джинсы, ботинки. Немного позже (не больше 5 минут спустя), когда в поле зрения ребенка не будет его друга, спросите в чем же он одет.

Угадывайте источники звуков («Ой, а что это гудит/тарахтит…?»). Иногда можно попросить ребенка закрыть глаза и подать ему предмет, чтобы он на ощупь попытался определить что это у него в руках (тактильная память).

Задания для развития памяти

Задания можно взять у психолога на консультации, из специальной тетради для занятий с детьми или развивающие память игровые наборы – они продаются даже в супермаркетах (задания должны соответствовать возрасту малыша, он указывается на обложке или коробке, например, «3+», «4+» и т.д.).

Приведем пример заданий на развитие памяти.

 Задание на развитие памяти у ребенка 3-5 лет

Вы можете создавать подобные задания и сами. Например, выкладывайте задания из детских кубиков с картинками, просите ребенка запомнить, что на них изображено, а затем накройте чистым листом бумаги и проверьте, сколько картинок из 10-ти он запомнил (для 3-летнего можно взять пять кубиков, для 5-ти летнего – 10). Результат в пределах нормы – 7+/-2, это показатель того, что память хорошо развивается.

Можете показать малышу фотографии детей, называя их имена. Попросите ребенка запомнить, кого, как зовут. А покажите фото одно за другим и просите назвать их имена.

Положите в две коробки разного цвета разные игрушки, например, в красную куклу (машинку), в зеленую юлу. Попросите ребенка запомнить, в какой что лежит. Закройте коробки крышками и спросите спустя 1-2 минуты, что лежит в красной, что – в зеленой.

Учите вместе небольшие стишки («Гуси-гуси, га-га-га, есть хотите?..»), разгадывайте загадки («Угадай что это»), пересказывайте сказки («Колобок», «Морозко», «Репка», «Гуси-лебеди» и другие). Через месяц регулярных занятий вы можете попросить ваше чадо пересказать сказку самостоятельно. Задайте несколько наводящих вопросов: что происходило, с кем, где? что плохо, что хорошо?

Играйте в игры. Возьмите 5-6 картинок с изображением разных людей и одну с изображением паровоза. Представьте вместе, что карточки с изображением – это вагончики. В каждом «вагончике» каждый человек будет везти загадку. Правила игры:

  1. Человек в каждом «вагоне» должен быть назван, нужно также назвать загадку, которую он повезет в поезде.
  2. После положите карточки изображением вниз.
  3. Присоединить карточку к поезду можно только после того, как будет названа отгадка и человек, везущий загадку.
  4. Делайте ходы по очереди. И получайте за каждый правильный ответ одно очко. Можно предусмотреть дополнительные очки тому, кто подсказывает правильный ответ, если вдруг другой участник будет затрудняться ответить.
  5. Выигрывает тот, кто больше наберет очков. Приз – на ваше усмотрение.

Развивайте двигательную память – заучите пару танцевальных движений под любимую песню малыша.

Систематические занятия помогут перевести хаотичное развитие функций и видов памяти в стабильные умения и способности ребенка. А чтобы процесс обучения не был стихийным, а целенаправленным помните, ЧТО вы пытаетесь добиться от занятий: чтобы малыш знал названия предметов (предметы мебели, одежды, игрушек) и держал в памяти несколько названий одновременно (словесно-смысловая память), мог сохранять информацию длительное время (ровно столько, сколько нужно для выполнения различных действий – оперативная память), чтобы вместе с памятью развивалась смекалка и сообразительность.

Теги: дети воспитание память
 

Комментарии к статье
 

Пока нет комментариев

Написать комментарий
 
Содержание
 
 

На вверх